Привет, друзья. Истосковавшись по перу и бумаге, с нескрываемым громадным удовольствием раскрываю свой ноут и строчу новый пост. Сегодня буду писать о наболевшем: о работе, бухгалтерии, налоговом сезоне и еще раз о бухгалтерии. Если эта тема вам интересна, следуйте за буквами…
Март и апрель в Канаде — это так называемый горячий «tax season» (налоговый сезон), когда почти каждый резидент страны должен подать свою налоговую декларацию с указанием всех доходов и только некоторых расходов. Все задекларированные данные проходят через сложную систему подсчета, по результату которой выдается сумма: либо возврат налогов от государства, либо налог, который не доплатили государству в течении года, и который нужно будет заплатить в скором будущем.
Часть людей пытается разобраться самостоятельно во всей этой бухгалтерии, но приличная часть (не буду судить о статистике) обращается в бухгалтерские конторы, на подобии той, в которой я работаю. Почти все наши клиенты — это водители-дальнобойщики, но на этом сходство между ними заканчивается. Как только дело касается «Personal Income Tax» (той самой налоговой декларации), здесь уже проявляется все разнообразие человеческой деятельности: пенсии, пособия, дети, дома, обучение, бизнесы…
Редко попадется семья с тремя Т4 формами и двумя чеками из аптеки — как правило, в каждом пакете документов находится нечто, чего раньше никто в нашем офисе не видел или какая-нибудь нестандартная ситуация случится среди стандартных бумаг. Почти каждая декларация — это маленькое расследование с привлечением ресурсов из других офисов, которое занимает много времени, но приносит свой колорит в, казалось бы, скучную работу.
Проблемы иногда вызывает и одна особенность канадского бухгалтерского учета (может и других тоже, мне не с чем сравнить) — это очень свободное трактование официальной информации. Если отнести одинаковую пачку документов для «Personal Income Tax» в разные бухгалтерские конторы, вы никогда на выходе не получите одинаковую сумму. И дело здесь в первую очередь в списании расходов: кто-то понял три строчки на официальном сайте налоговой службы по-своему и списал, скажем, курс массажа, а кто-то понял те же самые строчки по-другому и массаж не списывает.
Вроде бы, что тут сложного, ведь спор мог бы решиться очень быстро одним аудитом, но по факту проверяют довольно малое количество деклараций, и наши два бухгалтера за всю свою деятельность так могут и не узнать, списывается ли массаж или нет. Как по мне, системе не помешало бы добавить однозначности: уж слишком там много определений «как правило», «обычно», «чаще всего» — слишком много пространства для фантазии и домыслов, которые потом всем вылазят боком. Ну это так, мои субъективные ворчания. А вообще я уже поняла, что свою работу люблю, хотя умственных и нервных сил она забирает порядочно.
Как бы там ни было, даже в самые неприятные моменты меня не покидает мысль, что изо дня в день я получаю трудный, но бесценный опыт полевой бухгалтерской работы. За последние две недели в эту копилку добавился затяжной аудит, нервные разговоры с клиентами и десяток текущих вопросов на стратегически важные для бухгалтерии темы. Ах да а еще этот д…ный перевод часов, благодаря которому пришлось пережить неделю адских мук в виде вставания в 6 утра. В общем вся неделя прошла в стрессе и недосыпе, скорее бы наступил май, весна и меньше работы ))
Не много информации по бухгалтерии)Но то,что это интересная работа, уже обнадеживает)
Честно говоря, очень тяжело писать про работу, где вся информация конфиденциальная, и ещё живешь в маленьком городе, где все друг друга знают. Пришлось ограничиться лишь обобщениями из моего опыта. А работа мне нравится, только местами очень стрессовая, несмотря на Канаду.
Аня, спасибо за информацию. Неожиданным было присутствие неоднозначности в списании расходов. Я была уверена, что все четко и понятно. Аня, вы пишите (можно на ты?) что потом фантазии и домыслы вылазят боком. Каким таким образом, если аудит бывает крайне редко? И очень интересно…в случае ошибки в налоговой декларации кто несет ответственность — налогоплательщик или бухгалтерская контора, которая составляла эту декларацию?
Да, так и есть. Когда мы общаемся с друзьями, которые пользовались услугами разных компаний, у всех получаются разные данные. Самая большая опасность, что аудит может таки прийти года через два и заставит вернуть все, что списали не по закону. У бухгалтеров головная боль, когда приходит клиент и жалуется, что его соседу списали, а мы не списываем — очень тяжело объяснить, почему так, особенно если клиент — иммигрант. Как правило, бухгалтерская контора не несет ответственности за декларацию — все на совести клиента. А вообще пытаюсь определить для себя границы ответственности бухгалтера в Канаде, и до сих пор удается это с трудом. С одной стороны бухгалтер несет ответственность за свои калькуляции и защищает их во время аудита, с другой — если все эти расчеты не пройдут проверку, то разницу клиент возвращает из своего кармана, по крайней мере, в известных мне случаях.
Аня, здравствуй. Скажи, пожалуйста, до какого числа принимают декларации от физических лиц? Спасибо.
Здравствуйте, до 30 апреля
Спасибо большое.
Нда….очень интересная информация. Получается, что бухгалтерская контора списывает налоги как прочитает закон, а в случае, если она неправильно прочитала, то ответственность того, кто сдавал, т.е. клиента.
Как всегда убеждаюсь в том, что если хочешь для себя самого лучшего — ни на кого не надейся, только на себя — сиди, считай и разбирайся со всем сам.
Я уже не раз слышала истории, когда бухгалтера ошибались, а потом платили штраф их клиенты. Для меня это как минимум странно….раз бухгалтера делают, то в случае ошибки логично — если штраф платит бухгалтер, т.к.это его ошибка. Иначе получается какое-то кидалово
Да, в Канаде все очень весело в бухгалтерии. Только собиралась написать пост об особенностях работы с CRA — местной налоговой службой. Получается, что бухгалтера ошибаются, потому что узнать истину можно только после многих лет практики и аудитов. Заранее вам даже CRA не даст однозначный ответ. Мы, например, звонили несколько раз в налоговую с одним и тем же вопросом и получили 3 (!) разных ответа. Разобраться самому иногда бывает просто нереально, потому что информация в официальных источниках неполная или сопровождается дополнением «как правило». По моему наблюдению, обращаться за помощью лучше к бухгалтеру с серьезным опытом работы или специализирующемся на чем-то. Мы, например, работаем только с дальнобойщиками и прошли уже много аудитов, чтобы сказать, что эту тему мы знаем, но за фермерское дело я уже не возьмусь.